Задать вопрос
При поддержке правительства Москвы
Меню
Главная Новости Обработку и перераспределение грузов могут вернуть в пределы МКАД

Обработку и перераспределение грузов могут вернуть в пределы МКАД

14 января 2021 г.
Обработку и перераспределение грузов могут вернуть в пределы МКАД

Обработку и перераспределение грузов к 2035-му году могут вернуть в пределы МКАД. Как сообщает ТАСС, это описано в Стратегии развития транспортной системы Москвы и Московской области на период до 2035-го года, которую Дирекция московского транспортного узла направила в Министерство транспорта России. В ведомстве информационному агентству подтвердили, что документ получен и сейчас находится на рассмотрении.

Так, в стратегии отмечается, что сегодня железнодорожные станции Московского транспортного узла (МТУ) обрабатывают около 70 млн. тонн грузов, а в перспективе до 2035-го года это значение может увеличиться до 77 млн. тонн. Суммарный грузопоток по международным транспортным коридорам, которые проходят через МТУ, к этому времени в зависимости от макроэкономического сценария может вырасти с 4 млн. до 12-20 млн. тонн.

Вместе с тем авторы документа напоминают, что за прошедшее десятилетие транзитные и межрегиональные грузовые потоки, которые генерируются и «поглощаются» за пределами МТУ, были выведены из Москвы, их переработка практически полностью сконцентрирована в Московской области. При этом на территории МТУ формируется опорная сеть из пяти узловых мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ): «Восточный», «Белый Раст», «Ховрино» и «Ворсино» (в Калужской области на границе с Московской областью), «Кунцево-2».

Как следствие, в стратегии предлагается создать в перспективе иерархическую систему логистических центров, при этом нижний уровень — так называемые городские оптово-распределительные центры (ОРЦ) — расположить в пределах МКАД.

Однако, например, генеральный директор консалтинговой компании InfraProjects Алексей Безбородов считает, что этот проект не вяжется с логистическими законами и составленными в последние годы планами развития МТУ.

«В стратегии предлагается снова построить ОРЦ, связанные с контейнерными терминалами, таким образом грузовые дворы занесут обратно в Москву, в спальные районы. Авторы перенесли условный порт Роттердам с десятками миллионов контейнеров и распределением на всю Европу на Московский транспортный узел. Все равно будет свалка и гвалт, потому что два последних отрезка пути вносят в город, грузовики и малый транспорт снова окажутся в Москве», — отметил он в комментариях ТАСС.

Поезд вместо грузовика

Вторая базовая составляющая оптимизации грузовых перевозок в пределах МТУ — это перевозки железнодорожным транспортом и смарт-логистика, следует из документа.

Авторы отмечают, что перевозки грузов железнодорожным транспортом на короткие расстояния — менее 300 км — в настоящее время практически не применяются. Сдерживающим фактором являются затраты, определяемые тарифным руководством РЖД. Считается, что при перевозках на короткие расстояния особенно высока доля начально-конечных операций: грузовые операции, маневровая работа, связанная с формированием, расформированием составов и подачей вагона к пункту выполнения грузовой операции, технические и коммерческие осмотры.

«Поскольку в железнодорожной смарт-логистике фактически исключается маневровая работа, себестоимость таких перевозок по сравнению с классическими повагонными перевозками существенно снизится, что создает предпосылки к необходимости разработки иных принципов начисления провозной платы с последующим снижением стоимости. Помимо этого, дополнительными мерами, стимулирующими использование железнодорожного транспорта в формате смарт-логистики, может стать расширение «грузового каркаса» и ограничений на проезд грузового автомобильного транспорта в определенные периоды суток», — говорится в стратегии.

На данный момент т.н. «грузовой каркас», которые разрешает движение грузовых автомобилей массой более 2,5 тонн только по определенным улицам, уже действует на всей территории Москвы в пределах МКАД. Кроме того, въезд грузовиков в город в дневное время осуществляется по пропускам.

Реализация данной концепции, считают авторы, увеличит рост объемов ввозимого грузопотока по железной дороге в Москву с 15 млн. до 19 млн. тонн в год. Это приведет к сокращению выбросов оксидов азота и взвешенных частиц от грузового автомобильного транспорта на 10% относительно низкого сценария к 2030-му году.