Задать вопрос
При поддержке правительства Москвы
Меню
Главная Новости Прошло полгода: транзит «санкционных» грузов под пломбами действительно разрешили

Прошло полгода: транзит «санкционных» грузов под пломбами действительно разрешили

10 февраля 2020 г.
Прошло полгода: транзит «санкционных» грузов под пломбами действительно разрешили

Правительство утвердило правила транзита «санкционных» грузов под электронными навигационными пломбами. Соответствующее Постановление было опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации 30-го декабря 2019-го года. По идее, оно вступило в силу с 7-го января этого года. Фактически это означает, что с 7-го января 2020-го года транзит «санкционных» товаров по территории России действительно разрешен.

В принципе, на бумаге транзит «санкционных» грузов по территории России возможен уже на протяжении полугода. С такого самого момента, как с 1-го июля 2019-го года вступил в силу Указ Президента, который допустил такого рода перевозки при условии использования электронных навигационных пломб.

Однако для того чтобы Указ по-настоящему начал действовать, Правительство должно было утвердить правила применения устройств, требования к ним, составить перечень пунктов пропуска, где их могут накладывать, и, в целом, регламентировать, при соблюдении какого именно порядка идущую транзитом «санкционку» не «развернут», не уничтожат и все-таки пропустят в другую страну.

Правительство же сделало это только сейчас, спустя полгода.

Итак, каковы правила транзита?

Прежде всего, повторимся, транзит товаров, которые принято называть «санкционными», возможен только при условии использования электронных навигационных пломб. Причем речь идет исключительно о «сквозном» транзите — доставке грузов через территорию России в третьи страны.

Такое же условие (применение пломб) действует и для грузов, страной происхождения или отправления которых является Украина, а также для тех товаров пусть и неукраинского происхождения, которые, перед тем как въехать в Россию, шли транзитом по Украине.

Новый порядок (и это тоже не новость) распространяется на грузоперевозки автомобильным или железнодорожным транспортом.

Для «санкционных» товаров открывают лишь отдельные пункты пропуска (то есть: въезжать на территорию России и покидать ее можно только через них), где и будут накладывать и снимать навигационные пломбы.

Для автомобильного транспорта их 13:

  • два — на границе с Финляндией: «Брусничное» и «Торфяновка»;
  • один — с Эстонией: «Ивангород»;
  • еще два — на российско-латвийском участке: «Бурачки» и «Убылинка»;
  • пять — на границе с Украиной: «Крупец», «Троебортное», «Суджа», «Нехотеевка», «Новые Юрковичи»;
  • один — на границе с Монголией: «Кяхта»;
  • еще один — с Азербайджаном: «Яраг-Казмаляр»;
  • и еще один — на российско-грузинском участке: «Верхний Ларс».

При ввозе товаров через территорию страны, входящей в ЕАЭС и имеющей общую границу с Россией (Беларусь и Казахстан), пломбы будут устанавливать в контрольных пунктах.

На российско-белорусском участке это:

  • «Красное»: 456-й километр трассы М-1 «Беларусь»,
  • «Рудня»: 448-й километр дороги Р-120 «Орел – Брянск – Смоленск – граница с Беларусью»,
  • «Красный Камень»: 220-й километр трассы А-240 «Брянск – Новозыбков – граница с Беларусью».

На российско-казахстанском контроль будет проходить в действующих пунктах пропуска:

  • «Маштаково»: 194-й километр дороги А-300 «Самара – Большая Черниговка – граница с Казахстаном»,
  • «Бугристое»: 147-й километр трассы А-310 «Челябинск – Троицк – граница с Казахстаном»,
  • «Петухово»: 464-й километр трассы Р-254 «Иртыш»,
  • «Веселоярск»: 337-й километр дороги А-322 «Барнаул – Рубцовск – граница с Казахстаном».

Как минимум за 2 часа до прохождения через пункты пропуска или контрольные пункты (при въезде на территорию России) перевозчик должен передать оператору пломбирования (их список будет значиться на сайте Министерства транспорта) информацию о себе и осуществляемой перевозке. Как то: название транспортной компании, страна регистрации и регистрационный знак автомобиля, код перевозимых товаров, их происхождение, страны отправления и назначения, планируемые даты въезда на территорию России и выезда с нее и т.п.

Эти сведения будут заноситься в единую информационную систему обеспечения транспортной безопасности, доступ к которой также получат ФТС и Ространснадзор.

Правда, саму систему должны создать только к 1-му октября 2020-го года. До этого времени те сведения, которые поступят от перевозчика, оператор пломбирования будет передавать в ФТС и Ространснадзор в «ручном» режиме.

Наложение пломб, повторимся, будет проходить непосредственно в открытых для того пунктах пропуска после проверки транспортных и сопроводительных документов: накладной, инвойса, сертификата происхождения товара, ветеринарного или фитосанитарного сертификатов и пр.

Принимать решение об установке устройств будут сотрудники либо ФТС, либо Ространснадзора (в зависимости от того, пересекает автомобиль границу в пунктах пропуска или в контрольных пунктах). Они же должны обязательно присутствовать при навигационном опломбировании транспортных средств, однако сам процесс будет проводить оператор пломбирования.

На наложение одной пломбы дается максимум 5 минут. После активации устройств водителю выдадут также учетный талон, который он должен будет хранить в течение всей транзитной поездки и сдать лишь в пункте выезда с территории России.

Предполагается, что использование пломб будет платным: расходы сможет оплатить любая из сторон перевозки — отправитель или получатель груза или непосредственно перевозчик. Стоимость услуг пока не уточняется, однако когда-то, еще в начале 2018-го года, в Министерстве экономического развития называли возможную сумму в 10 тыс. рублей.

Вместе с тем при действовавшем с 2016-го года похожем порядке транзита из Украины в Казахстан или Кыргызстан требовалось внести залоговую стоимость пломбы (порядка 30 тыс. рублей), оплатить суточную аренду (около 1 тыс. рублей) и услуги по снятию/наложению.

Но штрафы не предусмотрены

Штрафы за неиспользование электронных навигационных пломб Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) действительно не предусмотрены. Когда-то их думали ввести (когда пломбы пытались сделать обязательными для всех транзитных перевозок), но, поскольку такой порядок не ввели (соответствующий законопроект пока «застопорился» на первом чтении), КоАП тоже еще не изменили.

Предполагалось, что за отсутствие пломб юридическому лицу будут грозить санкции до 1,5 млн. рублей, ИП и водителю — до 150 тыс. рублей. И вдобавок для всех — конфискация груза.

Однако тот факт, что штрафы не предусмотрены, не означает, что перевозка пройдет ненаказуемо. Так как сейчас транзит «санкционки» по территории России, в целом, запрещен и разрешен только при условии использования навигационных пломб, их отсутствие будет «караться» уже действующими методами, вплоть до изъятия и уничтожения товаров.

Оператор пломбирования и требования к пломбам

Изначально планировалось, что заниматься снятием, наложением и пр. пломб будет одна-единственная компания. В качестве наиболее реального претендента называли «дочку» оператора системы «Платон» — ООО «Центр развития цифровых платформ». Однако позже все-таки решили, что таких операторов будет несколько.

Судя по тексту Постановления Правительства, на этом решении (не один, а несколько операторов) и остановились. По всей видимости, требования к ним установит Министерство транспорта. Оно же будет вести их перечень, публикуя его на своем официальном сайте.

Стоит полагать, что одним из главных условий включения в список станет то, какие именно пломбы будет использовать компания. Тем более что к самим устройствам действительно имеются четкие требования.

Прежде всего, они должны быть произведены на территории России и работать на основе ГЛОНАСС. Пломба должна включать в себя электронный блок, контрольный, коммуникационный и навигационный модули, пресловутые средства криптографической защиты информации (СКЗИ), внутреннюю энергонезависимую память, автономный элемент питания и пр.

Электронный блок, в свою очередь, должен регистрировать и каждые 2 часа передавать такую информацию, как географические координаты и скорость движения наложенной пломбы (а значит, и транспортного средства), дату и время. Если же пломбу попытались вскрыть, то сигнал об этом должен поступить оператору немедленно.

Посредством электронного блока, кроме того, должны быть доступны в электронном виде все необходимые транспортные, сопроводительные и контрольные документы (транспортная накладная, транзитная декларация или книжка МДП, инвойс, упаковочный лист, сертификаты, акты таможенного досмотра, снимки инспекционно-досмотрового комплекса и т.д.).

Что за «санкционные» товары?

С 7-го августа 2014-го года в ответ на ограничения, введенные Евросоюзом, США и другими государствами в отношении российских физических и юридических лиц, а также некоторых видов деятельности (например, производство оружия, нефтедобыча), Россия запретила ввоз на свою территорию отдельных категорий товаров из этих стран. Прежде всего — сельскохозяйственных: фруктов, овощей, мяса, молочной продукции и т.п.

Полный их перечень, а также список «недружественных» стран можно найти здесь.

На данный момент установлено, что эти меры будут действовать по 31-е декабря 2020-го года. В последующем они могут быть продлены, однако точно так же могут быть и досрочно сняты. Если ЕС, США и др. отменят свои санкции.