Задать вопрос
При поддержке правительства Москвы
Меню
Главная Новости Антироссийские санкции помогли китайским грузовикам

Антироссийские санкции помогли китайским грузовикам

11 ноября 2022 г.
Антироссийские санкции помогли китайским грузовикам

По последним данным аналитического агентства «Автостат», «КамАЗ» все еще держится на первом месте по популярности у российских перевозчиков, но его уже вплотную поджимают китайские бренды. А на последней неделе октября китайских грузовиков вообще было совокупно куплено больше, нежели российских машин.

Итак, ТОП-10 популярных в России брендов грузовых автомобилей в этом году действительно кардинально изменился. На первой строчке, конечно, по-прежнему «восседает» «КамАЗ», но конкуренцию (и весьма серьезную) ему уже составляют не европейские, а китайские компании.

Если до этого годами в числе лидеров на российском рынке грузовиков были Volvo, Scania, MAN, Mercedes, DAF и остальные из т.н. «большой европейской семерки», то теперь их место заняли китайцы — Shacman, SITRAK, FAW, JAC, Howo, XCMG...

С чем связано такое переформатирование, вполне очевидно: после 24-го февраля часть европейских компаний в принципе объявили о своем уходе из России (например, MAN и Scania), а некоторые (как, например, Volvo) рынок не покинули, но фактически приостановили свою работу. В июле же еще начали действовать санкции ЕС, запретившие поставки в РФ грузовиков и спецтехники.

Отечественные производители, активно использовавшие при сборке транспортных средств импортные составляющие, после 24-го февраля тоже «просели»: из-за недостатка комплектующих, попавших под санкционные и просто репутационные (отказ работать с Россией) ограничения, российские концерны были вынуждены приостанавливать или значительно сокращать выпуск своих автомобилей.

Как следствие, количество купленных новых грузовиков в РФ после февраля серьезно снизилось. И это, кстати, связано не только с возможностями рынка по обеспечению покупательского спроса, но и с самим спросом: транспортным компаниям из-за последствий санкций стало совсем не до автопарка, а что их и интересовало в этой сфере, так это не обновление и расширение, а перспективы обслуживания имеющихся машин.

По итогам октября, в России было приобретено всего 7 026 грузовиков, что на 21,2% меньше, чем годом ранее. Что примечательно, около 40% от этого объема пришлось на китайские бренды. Причем в последнюю неделю октября именно китайские бренды стали лидерами продаж.

Если доля продаж российских марок составила 44%, то китайских — 44,8%.

И такое на рынке, кстати, наблюдается уже не в первый раз. На одной из недель июля объем купленных китайских машин достиг 44%, а российских снизился до 43%.

При этом бренды из КНР, поскольку ранее они были слабо представлены на рынке, демонстрируют кратный (по некоторым маркам даже почти в 4 раза) рост, а российские концерны на фоне всех проблем с производством теряют позиции: «КамАЗ» по сравнению с октябрем прошлого года «просел» на 15,3%, а «ГАЗ» вообще на 49,5%.

Таким образом, получается, что на данный момент отечественные компании не смогли воспользоваться уходом «большой европейской семерки», чтобы нарастить свое присутствие на рынке. В отличие от китайских производителей, которые тут же схватились за открывшиеся возможности.

Возможно, впоследствии со стабилизацией поставок комплектующих и переходом на действительное импортозамещение российские предприятия смогут упрочиться на своем же рынке. Правда, стоит учитывать тот факт, что проблемы с комплектующими тоже нередко решаются именно за счет китайской стороны.