На встрече с участниками Дальневосточного медиасаммита в Южно-Сахалинске, который состоялся еще в начале июля, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко заявил, что мост на Сахалин, если он все-таки будет построен, выйдет сразу на четыре незамерзающих порта, два из которых в скором времени станут глубоководными и смогут принимать океанские корабли. Кроме того, регион сейчас взял курс на переработку нефти и газа. Таким образом, будущий транспортный переход точно будет обеспечен необходимой для окупаемости грузовой базой, подчеркнули в пресс-службе Правительства Сахалинской области.
«Если будет мост, он выйдет сразу на четыре незамерзающих порта, два из которых в ближайшие три года станут глубоководными. Туда смогут заходить океанские лайнеры. Мы взяли курс на переработку нефти и газа, то есть появляется грузовая база. Это то, чего раньше не хватало», — рассказал тогда Валерий Лимаренко.
При этом он в очередной раз отметил, что строительство транспортного перехода, который свяжет Сахалин с материком, крайне необходимо для Сахалинской области.
«Наш президент Владимир Путин несколько раз уже публично заявил, что этим вопросом необходимо заниматься. Я недавно встречался с заместителем председателя Правительства РФ Виталием Савельевым, мы договорились, что пора переходить к стадии обоснования инвестиций и посчитать, сколько это стоит. Часть большого проекта будет сделана бизнесом, часть — государством. И эта работа уже развернута на самом высоком уровне», — пояснил губернатор региона.
Напомним: строительство моста на Сахалин обсуждается уже на протяжении нескольких лет, однако приступить к его реализации пока не спешат. Основная проблема упирается в недостаточную грузовую базу, что отталкивает возможных инвесторов, поскольку в таком случае вложенные ими средства будут долго окупаться.
При этом государство или ОАО «РЖД» полностью взять на себя финансирование дорогостоящего проекта не могут: по состоянию на 2019-й год работы по возведению моста и подходов к нему оценивались в 540 млрд. рублей. Сейчас стоимость транспортного перехода на фоне санкционных ограничений, подорожания строительных материалов и техники должна еще больше увеличиться.
Хотя еще до введения санкций, в январе 2021-го года, вице-премьер Марат Хуснуллин прямо заявил, что денег на строительство моста в бюджете нет — необходимы внебюджетные источники финансирования, наличие которых, повторим, зависит от достаточной грузовой базы.
Вместе с тем еще в 2020-м году были представлены два варианта строительства транспортного перехода на Сахалин — в виде непосредственно железнодорожного моста или в виде железнодорожного тонеля.
Стоимость моста, по приблизительным подсчетам, обойдется на 10 млрд. рублей меньше, а его возведение займет около 7 лет. Общая его длина вместе с подходами составит порядка 580 км. В свою очередь, на прокладку тоннеля потребуется не менее 10 лет.