Министерство транспорта РФ вынесло на общественное обсуждение проект приказа об использовании электронных навигационных пломб при ввозе товаров через МАПП «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном или через порт в Новороссийске. На данный момент на этих участках границы определены дополнительные места для прохождения таможенного контроля, однако следовать туда можно при условии подтверждения, что транспортное средство прошло по маршруту без незапланированной выгрузки или погрузки. Таким подтверждением, например, могут быть электронные навигационные пломбы, правила применения которых как раз таки и приводятся в подготовленном ведомством документе.
Напомним: еще в 2022-м году Правительство РФ приняло два постановления, которые расширили перечень мест для таможенного контроля при ввозе товаров через МАПП «Яраг-Казмаляр» и через порт в Новороссийске.
В первом случае (при пересечении границы с Азербайжаном) такое место находится в Магарамкентском районе — к северу от села Гапцах, на примыкании к федеральной трассе Р-217 «Кавказ», в то время как вблизи Новороссийского порта выделили сразу четыре площадки — на улицах Портовая, Шиллеровская, Магистральная в самом Новороссийске, а также по улице Лермонтова в селе Кирилловка.
Когда в самих пунктах пропуска возможностей для размещения товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля нет, перевозчики могут следовать на указанные участки. Однако при этом они должны пройти пограничный контроль и представить необходимые документы в таможенный орган.
Одновременно сотрудники таможенных органов должны быть уверены, что транспортное средство прямиком доедет до дополнительного места контроля, не выполнив по пути погрузку или разгрузку.
Такую уверенность как раз таки могут гарантировать навигационные пломбы: они крепятся сразу на весь грузовой отсек и обеспечивают передачу координат автомобиля в режиме онлайн. Кроме того, эти устройства предупреждают о несанкционированной попытке доступа к грузу.
Как следует из подготовленного Министерством транспорта документа, схема использования навигационных пломб будет следующей. Устройства будут навешивать в пределах пункта пропуска сразу же при пересечении границы и въезде на территорию РФ, после чего транспортное средство под пломбами проследует до альтернативной площадки, там устройства деактивируют и перевозчик сможет пройти таможенный контроль.
Правда, для того чтобы такая схема сработала, перевозчик заблаговременно (не позднее чем за два часа до прибытия) должен будет предупредить о необходимости наложения навигационных устройств оператору пломбирования (ООО «Центр развития цифровых платформ»), сообщив сведения о транспортном средстве и перевозимых товарах, а также указав планируемую дату прибытия в пункт пропуска и желательное место для прохождения таможенного контроля.
Полученную информацию оператор пломбирования должен будет передать в таможенный орган, поскольку только таможенный орган уполномочен принимать решение о наложении навигационных пломб.
Деактивация навигационного устройства после того, как транспортное средство прибыло на дополнительную площадку, тоже осуществляется по решению таможенного органа.
Таким образом, можно предположить, что благодаря применению навигационных пломб перевозчик, выезжающий в Россию через МАПП «Яраг-Казмаляр» или через Новороссийский порт, изначально сможет выбрать удобное для себя место для прохождения таможенного контроля, а не только в том случае, если его туда направят при заполненности пункта пропуска.
Такая схема в принципе позволит избежать скопления транспортных средств в пограничных переходах, ускорить прохождение таможенного контроля и тем самым сократить сроки доставки товаров.
При этом в случае с Новороссийском стоит отметить, что речь главным образом идет о перевозке товаров грузовыми автомобилями, прибывающими на паромах из Турции.
Осенью 2022-го года, кстати, ГК «Дело» уже проводило пилотный проект по использованию навигационных пломб для отслеживания грузовиков, прибывающих в порт Новороссийска и следующих затем на накопительную площадку «Рускон-2», которую в свое время включили в регион деятельности Новороссийской таможни.
Добавим также, что общественное обсуждение подготовленного документа продлится до 10-го марта, после чего этап принятия документа продолжится, а потому раньше лета запуск механизма по применению навигационных пломб вряд ли состоится.